От: Terrator
Опубликовано: November 19, 2013
Hide Comments (0)
Опубликовано: November 19, 2013
О товариществах собственников жилья и кондоминиумах
Жилищная реформа предоставляет владельцам жилых и нежилых помещений возможность не просто оплачивать расходы по содержанию своего имущества, но и реально управлять своей собственностью, как частной (например, своей квартирой), так и общей долевой (например, зданием, в котором расположена квартира). Достаточно перспективным и эффективным способом участия владельцев квартир в управлении жилым зданием является объединение их в особую организацию – Товарищество собственников жилья.
Статья 48 Федерального Закона “О Товариществах собственников жилья” от 15.06.96 № 72-ФЗ предоставляет право заказчику, застройщику дома (физическому или юридическому лицу, включая органы государственной власти или органы местного самоуправления, которые имеют или будут иметь право собственности на создаваемое имущество) организовать ТСЖ задолго до заселения дома – еще в период строительства здания. В этом случае покупатель квартиры, став ее собственником, освобожден от хлопот по организации и регистрации ТСЖ.
Реализовать право создания ТСЖ в домах, строящихся по городскому заказу за счет средств Целевого бюджетного жилищно-инвестиционного фонда г. Москвы и реализуемых на коммерческой основе, возложено на Департамент внебюджетной политики строительства города (ДВПСГ) пунктом 9 Постановления Правительства Москвы от 26.05.98 № 421. По поручению Департамента организацию ТСЖ в этих домах-новостройках осуществляет Московское государственное предприятие по содействию в регистрации кондоминиумов и товариществ собственников жилья (ГУП “Мосжилкомплекс”), созданное в ведении ДВПСГ в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 04.08.98 № 592.
Федеральный Закон “О ТСЖ” дает следующие определения понятий “Товарищество собственников жилья” “кондоминиум”:
Товарищество собственников жилья – некоммерческая организация, форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и, в установленных законодательством пределах, распоряжения общим имуществом.
Кондоминиум - это единый комплекс недвижимого имущества, включающий земельный участок в установленных границах и расположенное на нем жилое здание, причем отдельные части этого комплекса (например, квартиры) находятся в частной собственности отдельных граждан или юридических лиц, а остальные части (общее имущество) находятся в общей долевой собственности всех домовладельцев в доме. Общее имущество включает в себя: межквартирные площадки, лестничные клетки, лестницы, лифты и лифтовые шахты, крышу, технические этажи и подвалы, исключая нежилые помещения, прилегающие к зданию земельные участки в установленных границах с элементами озеленения и благоустройства, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания единого комплекса недвижимого имущества кондоминиума и служащие его использованию.
В период с сентября 1998 г. по май 2000 г. ГУП “Мосжилкомплекс” зарегистрировало 94 ТСЖ (а всего в Москве существуют около 500 ТСЖ) в домах-новостройках, строящихся по городскому заказу за счет средств целевого бюджетного жилищно-инвестиционного фонда г. Москвы и реализуемых на коммерческой основе.
Каждый домовладелец в кондоминиуме имеет право стать членом ТСЖ, что дает ему многочисленные преимущества (как перед домовладельцами, отказавшимися вступать в ТСЖ, так и перед домовладельцами обыкновенных “многоэтажек”, где не образовано ТСЖ), а именно:
Все жизненно важные для домовладельцев вопросы решают сами члены ТСЖ на общих собраниях.
Члены ТСЖ сами решают, кто будет управлять кондоминиумом (ТСЖ либо уполномоченное им лицо - организация или индивидуальный предприниматель, имеющие соответствующую лицензию) и с какой эксплуатационной организацией заключить договор на обслуживание и эксплуатацию.
Члены ТСЖ также на основе принятого годового бюджета товарищества сами устанавливают размеры платежей, сборов и взносов для каждого домовладельца в соответствии с его долей участия, которая пропорциональна доле принадлежащих домовладельцу помещений в кондоминиуме (в кв.м).
Помимо этого члены ТСЖ могут осуществлять совместный контроль (посредством принятия соответствующих решений) над соблюдением домовладельцами, арендаторами, нанимателями правил пользования жилыми (нежилыми) помещениями; обустроить экологическую среду обитания жильцов дома, обеспечить безопасность квартир, подъездов, двора; установить сервисное обслуживание дома в зависимости от качества жизни.
Поскольку ТСЖ имеет право заниматься хозяйственной деятельностью, предусмотренной в уставе и, в соответствии с уставными целями, по решению общего собрания членов ТСЖ полученный доход используется для оплаты общих расходов или направляется в специальные фонды, расходуемые на цели, соответствующие предусмотренным в уставе задачам.
Одним из направлений этой деятельности может стать, например, сдача в аренду помещений, принадлежащих ТСЖ на праве собственности; предоставление в пользование или ограниченное пользование (сервитут) объектов общего имущества какому-либо лицу (лицам) (ст. 29 Закона “О ТСЖ”).
Следует помнить, что согласно ст. 210 Гражданского Кодекса РФ домовладельцы обязаны нести расходы на содержание и ремонт общего имущества в кондоминиуме пропорционально доле в праве общей собственности на общее имущество в кондоминиуме. Необходимо подчеркнуть, что домовладельцы, не вступившие в ТСЖ, не освобождаются от участия в несении необходимых расходов, связанных с управлением кондоминиумом в целях его содержания и эксплуатации.
Малоимущим членам ТСЖ в соответствии с законодательством РФ сохраняется адресная социальная помощь, а именно:
предоставляются компенсации (субсидии) на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан из числа домовладельцев, нанимателей и арендаторов;
предоставляются гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездные субсидии на строительство и приобретение жилья в кондоминиуме в порядке, установленном правовыми актами РФ, соответствующими решениями органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления (ст. 19 Закона “О ТСЖ”).
Для ТСЖ действующим законодательством предусматривается финансовая помощь как со стороны государства, так и со стороны города в виде льгот и дотаций, в частности: государственные и муниципальные дотации на финансирование затрат на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонты, на отдельные виды коммунальных услуг; компенсации за предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
Для ТСЖ законодательством города Москвы предусмотрены налоговые и иные льготы, в частности:
ТСЖ освобождаются: 1) от налога на прибыль (Закон г. Москвы № 18, от 02.03.94 ст. 2 п. 4); 2) от налога на содержание жилого фонда (Закон г. Москвы № 25 от 16.03.94 ст. 4); 3) от сборов на нужды образовательных учреждений (Закон г. Москвы № 27 от 16.03.94 ст. 3).
Помимо этого, Товариществам передаются в аренду, продаются в собственность на безконкурсной основе и льготных условиях объекты нежилого фонда в кондоминиуме, находящиеся в собственности города Москвы.
Как показывает опыт деятельности уже зарегистрированных и действующих в кондоминиумах ТСЖ, многие домовладельцы, не вступившие в ТСЖ ранее, обращаются с просьбой принять их в члены Товариществ на условиях, установленных решением общего собрания членов ТСЖ.
Правовые акты, регламентирующие организацию, регистрацию и деятельность ТСЖ:
1. Гражданский кодекс РФ.
2. Закон РФ “О товариществах собственников жилья” от 15.06.96 № 72-ФЗ.
3. Постановление Правительства Москвы “О порядке применения Закона РФ “О товариществах собственников жилья” в г. Москве” от 14.01.97 № 16.
4. Распоряжение Премьера Правительства Москвы “Об утверждении Примерного устава товарищества собственников жилья г. Москвы” от 05.01.97 № 9-РП.
5. Постановление Московской городской Думы “О Законе г. Москвы “О перечне объектов общего пользования в жилых зданиях, являющихся общим имуществом собственников помещений” от 09.11.94 № 87.
6. Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства (одобрена Указом Президента РФ “О реформе жилищно-коммунального хозяйства в РФ” от 28.04.97 № 425).
7. Закон РФ “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об основах федеральной жилищной политики” от 12.01.96 № 9-ФЗ.
8. Закон РФ “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об основах федеральной жилищной политики” от 21.04.97 № 68-ФЗ.
9. Постановление Правительства Москвы “О ходе выполнения РП от 12.08.97 872-РП “О наведении порядка в подъездах жилых домов” от 26.05.98 № 421.
10. Постановление Правительства Москвы “О создании государственного унитарного предприятия “Московское государственное предприятие по содействию в регистрации кондоминиумов и создании товариществ собственников жилья” от 04.08.98 № 592.
11. Приказ Московской регистрационной Палаты “О порядке регистрации товариществ собственников жилья во вновь создаваемых кондоминиумах” от 16.10.97 № 103.
12. Приказ Московской регистрационной Палаты “Об упрощении процедуры государственной регистрации товариществ собственников жилья в г. Москве” от 15.01.98 № 8.
13. Постановление Московской городской Думы “О введении в действие закона г. Москвы “О правах товариществ собственников жилья по управлению и использованию объектов нежилого фонда в кондоминиуме” от 16.04.97 № 28.
14. Постановление Правительства Москвы “О порядке передачи и использования объектов нежилого фонда в кондоминиуме” от 13.01.98 № 26.
Правовые акты о льготах по налогообложению:
1. Закон г. Москвы “О ставках и льготах по налогу на прибыль” (постановление Московской городской Думы от 02.03.94 № 18).
2. Закон г. Москвы “О налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы” (постановление Московской городской Думы от 16.03.94 № 25).
3. Закон г. Москвы “О сборе на нужды образовательных учреждений, взимаемом с юридических лиц” (постановление Московской городской Думы от 16.03.94 № 27).
Более подробную информацию о ТСЖ и кондоминиумах, особенностях их организации и регистрации в домах-новостройках, подготовке и проведении собраний владельцев квартир, нормативных актах Правительства РФ и г. Москвы, регламентирующих создание и функционирование ТСЖ, достижениях и проблемах Товариществ в домах-новостройках, а также иную интересующую Вас информацию Вы можете найти на сайте ГУП "Мосжилкомплекс".
Статья 48 Федерального Закона “О Товариществах собственников жилья” от 15.06.96 № 72-ФЗ предоставляет право заказчику, застройщику дома (физическому или юридическому лицу, включая органы государственной власти или органы местного самоуправления, которые имеют или будут иметь право собственности на создаваемое имущество) организовать ТСЖ задолго до заселения дома – еще в период строительства здания. В этом случае покупатель квартиры, став ее собственником, освобожден от хлопот по организации и регистрации ТСЖ.
Реализовать право создания ТСЖ в домах, строящихся по городскому заказу за счет средств Целевого бюджетного жилищно-инвестиционного фонда г. Москвы и реализуемых на коммерческой основе, возложено на Департамент внебюджетной политики строительства города (ДВПСГ) пунктом 9 Постановления Правительства Москвы от 26.05.98 № 421. По поручению Департамента организацию ТСЖ в этих домах-новостройках осуществляет Московское государственное предприятие по содействию в регистрации кондоминиумов и товариществ собственников жилья (ГУП “Мосжилкомплекс”), созданное в ведении ДВПСГ в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 04.08.98 № 592.
Федеральный Закон “О ТСЖ” дает следующие определения понятий “Товарищество собственников жилья” “кондоминиум”:
Товарищество собственников жилья – некоммерческая организация, форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и, в установленных законодательством пределах, распоряжения общим имуществом.
Кондоминиум - это единый комплекс недвижимого имущества, включающий земельный участок в установленных границах и расположенное на нем жилое здание, причем отдельные части этого комплекса (например, квартиры) находятся в частной собственности отдельных граждан или юридических лиц, а остальные части (общее имущество) находятся в общей долевой собственности всех домовладельцев в доме. Общее имущество включает в себя: межквартирные площадки, лестничные клетки, лестницы, лифты и лифтовые шахты, крышу, технические этажи и подвалы, исключая нежилые помещения, прилегающие к зданию земельные участки в установленных границах с элементами озеленения и благоустройства, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания единого комплекса недвижимого имущества кондоминиума и служащие его использованию.
В период с сентября 1998 г. по май 2000 г. ГУП “Мосжилкомплекс” зарегистрировало 94 ТСЖ (а всего в Москве существуют около 500 ТСЖ) в домах-новостройках, строящихся по городскому заказу за счет средств целевого бюджетного жилищно-инвестиционного фонда г. Москвы и реализуемых на коммерческой основе.
Каждый домовладелец в кондоминиуме имеет право стать членом ТСЖ, что дает ему многочисленные преимущества (как перед домовладельцами, отказавшимися вступать в ТСЖ, так и перед домовладельцами обыкновенных “многоэтажек”, где не образовано ТСЖ), а именно:
Все жизненно важные для домовладельцев вопросы решают сами члены ТСЖ на общих собраниях.
Члены ТСЖ сами решают, кто будет управлять кондоминиумом (ТСЖ либо уполномоченное им лицо - организация или индивидуальный предприниматель, имеющие соответствующую лицензию) и с какой эксплуатационной организацией заключить договор на обслуживание и эксплуатацию.
Члены ТСЖ также на основе принятого годового бюджета товарищества сами устанавливают размеры платежей, сборов и взносов для каждого домовладельца в соответствии с его долей участия, которая пропорциональна доле принадлежащих домовладельцу помещений в кондоминиуме (в кв.м).
Помимо этого члены ТСЖ могут осуществлять совместный контроль (посредством принятия соответствующих решений) над соблюдением домовладельцами, арендаторами, нанимателями правил пользования жилыми (нежилыми) помещениями; обустроить экологическую среду обитания жильцов дома, обеспечить безопасность квартир, подъездов, двора; установить сервисное обслуживание дома в зависимости от качества жизни.
Поскольку ТСЖ имеет право заниматься хозяйственной деятельностью, предусмотренной в уставе и, в соответствии с уставными целями, по решению общего собрания членов ТСЖ полученный доход используется для оплаты общих расходов или направляется в специальные фонды, расходуемые на цели, соответствующие предусмотренным в уставе задачам.
Одним из направлений этой деятельности может стать, например, сдача в аренду помещений, принадлежащих ТСЖ на праве собственности; предоставление в пользование или ограниченное пользование (сервитут) объектов общего имущества какому-либо лицу (лицам) (ст. 29 Закона “О ТСЖ”).
Следует помнить, что согласно ст. 210 Гражданского Кодекса РФ домовладельцы обязаны нести расходы на содержание и ремонт общего имущества в кондоминиуме пропорционально доле в праве общей собственности на общее имущество в кондоминиуме. Необходимо подчеркнуть, что домовладельцы, не вступившие в ТСЖ, не освобождаются от участия в несении необходимых расходов, связанных с управлением кондоминиумом в целях его содержания и эксплуатации.
Малоимущим членам ТСЖ в соответствии с законодательством РФ сохраняется адресная социальная помощь, а именно:
предоставляются компенсации (субсидии) на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан из числа домовладельцев, нанимателей и арендаторов;
предоставляются гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездные субсидии на строительство и приобретение жилья в кондоминиуме в порядке, установленном правовыми актами РФ, соответствующими решениями органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления (ст. 19 Закона “О ТСЖ”).
Для ТСЖ действующим законодательством предусматривается финансовая помощь как со стороны государства, так и со стороны города в виде льгот и дотаций, в частности: государственные и муниципальные дотации на финансирование затрат на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонты, на отдельные виды коммунальных услуг; компенсации за предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
Для ТСЖ законодательством города Москвы предусмотрены налоговые и иные льготы, в частности:
ТСЖ освобождаются: 1) от налога на прибыль (Закон г. Москвы № 18, от 02.03.94 ст. 2 п. 4); 2) от налога на содержание жилого фонда (Закон г. Москвы № 25 от 16.03.94 ст. 4); 3) от сборов на нужды образовательных учреждений (Закон г. Москвы № 27 от 16.03.94 ст. 3).
Помимо этого, Товариществам передаются в аренду, продаются в собственность на безконкурсной основе и льготных условиях объекты нежилого фонда в кондоминиуме, находящиеся в собственности города Москвы.
Как показывает опыт деятельности уже зарегистрированных и действующих в кондоминиумах ТСЖ, многие домовладельцы, не вступившие в ТСЖ ранее, обращаются с просьбой принять их в члены Товариществ на условиях, установленных решением общего собрания членов ТСЖ.
Правовые акты, регламентирующие организацию, регистрацию и деятельность ТСЖ:
1. Гражданский кодекс РФ.
2. Закон РФ “О товариществах собственников жилья” от 15.06.96 № 72-ФЗ.
3. Постановление Правительства Москвы “О порядке применения Закона РФ “О товариществах собственников жилья” в г. Москве” от 14.01.97 № 16.
4. Распоряжение Премьера Правительства Москвы “Об утверждении Примерного устава товарищества собственников жилья г. Москвы” от 05.01.97 № 9-РП.
5. Постановление Московской городской Думы “О Законе г. Москвы “О перечне объектов общего пользования в жилых зданиях, являющихся общим имуществом собственников помещений” от 09.11.94 № 87.
6. Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства (одобрена Указом Президента РФ “О реформе жилищно-коммунального хозяйства в РФ” от 28.04.97 № 425).
7. Закон РФ “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об основах федеральной жилищной политики” от 12.01.96 № 9-ФЗ.
8. Закон РФ “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об основах федеральной жилищной политики” от 21.04.97 № 68-ФЗ.
9. Постановление Правительства Москвы “О ходе выполнения РП от 12.08.97 872-РП “О наведении порядка в подъездах жилых домов” от 26.05.98 № 421.
10. Постановление Правительства Москвы “О создании государственного унитарного предприятия “Московское государственное предприятие по содействию в регистрации кондоминиумов и создании товариществ собственников жилья” от 04.08.98 № 592.
11. Приказ Московской регистрационной Палаты “О порядке регистрации товариществ собственников жилья во вновь создаваемых кондоминиумах” от 16.10.97 № 103.
12. Приказ Московской регистрационной Палаты “Об упрощении процедуры государственной регистрации товариществ собственников жилья в г. Москве” от 15.01.98 № 8.
13. Постановление Московской городской Думы “О введении в действие закона г. Москвы “О правах товариществ собственников жилья по управлению и использованию объектов нежилого фонда в кондоминиуме” от 16.04.97 № 28.
14. Постановление Правительства Москвы “О порядке передачи и использования объектов нежилого фонда в кондоминиуме” от 13.01.98 № 26.
Правовые акты о льготах по налогообложению:
1. Закон г. Москвы “О ставках и льготах по налогу на прибыль” (постановление Московской городской Думы от 02.03.94 № 18).
2. Закон г. Москвы “О налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы” (постановление Московской городской Думы от 16.03.94 № 25).
3. Закон г. Москвы “О сборе на нужды образовательных учреждений, взимаемом с юридических лиц” (постановление Московской городской Думы от 16.03.94 № 27).
Более подробную информацию о ТСЖ и кондоминиумах, особенностях их организации и регистрации в домах-новостройках, подготовке и проведении собраний владельцев квартир, нормативных актах Правительства РФ и г. Москвы, регламентирующих создание и функционирование ТСЖ, достижениях и проблемах Товариществ в домах-новостройках, а также иную интересующую Вас информацию Вы можете найти на сайте ГУП "Мосжилкомплекс".
Hide Comments (0)
рекомендуем посетить:
Sorry, your account does not have access to post comments.